Этимология названия[править | править код]

Мифология[править | править код]

Пирауста - мифиечский дракон, размером с насекомое (чуть больше мухи), обитающее на Кипре. Оно выглядит как четырехлапое насекомое с двумя пленочными крыльями и головой дракона. Оно живет в огне, как саламандра, и умирает, лишившись его.

Аристотель включил это существо в отрывок о насекомых, но для описания использовал слово θηρία (зверь). Из-за этого становится непонятно, представляет он его как изначальное насекомое или же интерпретирует как птицу.

Пирауста жили в огне медеплавильных печей Кипра. Они могли летать с помощью крыльев, но также прыгали или ползали по тлеющим углям. Покинув источник огня, пирауста тут же умирают. Из-за близости к огню, Аристотель отметил их сходство с мифическими саламандрами.

Существует несколько первичных источников, описывающих пирауста, и не в одном из них нет большой информации. Однако Уна Вудрафф воскресила легенду своей книгой "Inventorum Naturum", вымышленным переводом несуществующего журнала Плиния Старшего. Ее интерпретация существа как маленьких насекомоподобных драконов приписывалась самому Плинию, а драконический образ пирауста распространился и в массовую культуру.

Пирауста может быть также объяснен неправильной интерпретацией искр. Альтернативное мнение представил Эм. Дженссенс, предположив, что так называли Melanophila acuminata (жуков-златок) или огнецветок, настоящих жуков с органами, чувствительными к теплу, которые могли летать вокруг печей. Его рассуждение о том, что насекомые умирают, когда покидают пламя, состоит в том, что их темная окраска создает иллюзию исчезновения, когда они не освещаются огнем.

Современное использование[править | править код]

  • Род моли пирауста и жуков пирота был назван в честь этого существа.

В популярной культуре[править | править код]

  • Пирауста выступают как монстры в настольной игре Pathfinder.

Галерея[править | править код]